Выставка «Тепло дворянских гнезд», которая открылась в усадебном доме Е. К. Плотниковой, стала первым региональным проектом, посвященным 100-летию музея-заповедника «Коломенское».
Как отметила на открытии выставки Дарья Эрдман, заведующая отделом русского классического искусства Государственного объединения «Художественная культура Русского Севера», экспонаты органично вписались в атмосферные стены купеческого гнезда Екатерины Плотниковой и ее семьи.
— Сегодня дворянские усадьбы России — это оазисы памяти, ушедшей культуры, которую мы будем пытаться возрождать. Это семейные ценности, семейные саги, предметы, выполненные с большой теплотой и любовью, истории, связанные с ними. Мы рады, что музей-заповедник «Коломенское» доверил нам эти бесценные вещи. Выставка получилась не масштабная, она небольшая, камерная, но содержательная и глубокая.
В экспозиции представлено более 100 предметов обихода середины XVIII — середины XIX века: русский фарфор середины XIX века, книги с владельческими штампами крупнейших дворянских библиотек, литографии князя Сергея Михайловича Голицына 1841 года, живопись, бисерные изделия, резные шкатулки и многое другое. Например, есть шикарные веер XIX века и томик поэм и сказок Александра Сергеевича Пушкина, или ларец-теремок конца XVIII века из Холмогор. Но, пожалуй, главное место на выставке занимают печные изразцы. По словам Натальи Дроздовой, куратора из музея-заповедника «Коломенское», привезли в Архангельск лучшие образцы.
— Показывая дворянские вещи, мы, с одной стороны, говорим об уникальной атмосфере дворянских усадеб и дворянский домов. Все это утрачено безвозвратно, и мы можем с этим соприкоснуться только в музеях. Тем более, что всегда есть запрос на красоту, а эти вещи красивые. Но в чем, собственно, состояло тепло этих домов? Их согревали печи! Ведь все жили в одинаковом русском климате. Даже те дворянские летние дворцы, которые строились без фундамента и куда заезжали только в теплый сезон, и те имели печи. Поэтому мы отобрали все самое лучшее, что есть в наших фондах, и привезли в Архангельск.
Как отметила Наталья, история русского изразца уходит в средневековье, но до сих пор многие считают изразцы лишь оформительским и чуть ли не строительным материалом.
— Но есть важный момент — сама живопись на изразце выполняется художником. И поэтому это произведение изобразительного искусства. Изразцы на выставке представлены не как элементы оформления дома, а как отдельное произведение искусства, — сказала она.
Среди всех изразцов, пожалуй, особо выделяются экспонаты из Екатерининского дворца, который когда-то находился в Коломенском. История их появления в фондах музея тоже удивительная.
— Дворец не сохранился до наших дней, но эти изразцы хранятся в нашем собрании и кто знает, может именно на них грела свои руки Екатерина II в холодную зиму. Дело в том, что дворец Екатерины очень сильно пострадал в 1812 году и его пришлось разобрать. Изразцы с печей были отправлены на торги, их купили богатые крестьяне, которые жили тогда в селе Коломенское. Из них сложили печи, а после того, как село разобрали, они попали в фонды нашего музея, — рассказывает Наталья.
Из фондов столичного музея в Архангельск привезли и фарфор, причем, исключительно российского производства. Например, сервизы Императорского фарфорового завода, фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», фарфорового завода Матвея Кузнецова, завода братьев Корниловых из Санкт-Петербурга.
— Отдельно можно выделить детский сервиз, представленный на выставке. Он был изготовлен в середине 19 века на Императорском фарфоровом заводе. Но это не игрушка, с его помощью в игровой форме учили хорошим манерам, — рассказывает Наталья.
Кстати, на выставке есть ряд экспонатов, сделанных в Архангельской области. Прежде всего, речь идет об резных изделиях из Холмогор. Как призналась Наталья, основу фонда музея-заповедника «Коломенское» составляют предметы, спасенные и вывезенные с северных территорий в 1920-х-30-х годах, в том числе деревянные постройки.
— У нас на территории есть музей деревянного зодчества, где представлена северная деревянная архитектура. Например, башня Николо-Корельского монастыря из Северодвинска стоит на нашей территории. А также домик Петра I, который находился на территории Новодвинской крепости. Кстати, в этом домике мы готовим новую экспозицию, — рассказала Наталья.
Отметим, что выставка будет работать в Архангельске до 16 апреля.
— Эта выставка дает возможность жителям Архангельской области окунутся в атмосферу дворянского быта, лучше узнать о его укладе, обычаях, устоях. Это совместный проект двух музеев, который позволяет северянам знакомится с коллекциями разных музеев. Посетить выставку можно по Пушкинской карте, — отметила Татьяна Косенкова, ведущий консультант Министерства культуры Архангельской области.
Свежие комментарии