На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регион 29

140 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    это мер чё. вчера только с канар вернулся? ...учебный год уж 4 декады как начался... а он тронулся ремонт проверять😅Глава Архангельск...
  • Ингерман Ланская
    остальные 90 директоров архангельских школ решили в этой хрени не участвоватьРуководители трёх...
  • Сергей Иванютин
    Шикарные сказки он писал, в детстве книжку зачитывал до дыр.В Архангельске пр...

«Спроси библиотекаря»: в Архангельской «Добролюбовке» отмечают необычную дату

В октябре 2024 года исполнилось ровно 18 лет уникальной виртуальной справочной службе «Спроси библиотекаря». Главный библиограф Ирина Макаренко рассказала о самых сложных и неожиданных запросах читателей, а также о любви к своему делу.

В октябре 2006 года в библиотеке имени Добролюбова начала свою работу виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря».

Сервис вот уже 18 лет помогает читателям получить ответ на самые сложные и необычные вопросы от профессионального библиотекаря, не выходя из дома или офиса.

О том, как появился уникальный библиотечный сервис, а также какие самые необычные вопросы задавали читатели, корреспонденту ИА «Регион 29» рассказала главный библиограф библиотеки имени Н. А. Добролюбова Ирина Макаренко.

— Как возникла идея создания информационного помощника для читателей онлайн?

— Виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря» была создана в Добролюбовке в 2006 году. В тот период по всей стране в библиотеках начинали развиваться подобные электронные сервисы. А новатором стала Российская государственная библиотека для молодежи. Ее директор Ирина Михнова годом ранее написала книгу «Поручи поиск человеку», в которой рассказала об истории и современных возможностях библиотечных виртуальных справочных служб. Книга эта, к слову, есть у нас в фонде и даже сегодня может заинтересовать любого, настолько она увлекательно написана. Потребность в новом сервисе была очевидна: библиотечных средств поиска информации становилось все больше. Это и электронные каталоги, и различные тематические ресурсы, создаваемые нами. Читатели не успевали овладевать ими и нуждались в поддержке профессионалов. Именно по этой причине наша виртуальная помощь оказалась очень востребована. Мы получали до десятка вопросов в день, и сотрудники разных отделов отвечали на них. Отвечали оперативно, в тот же день, ведь информация людям обычно бывает нужна «еще вчера».

Фото АОНБ им. Н.А. Добролюбова / Олег СамойловФото АОНБ им. Н. А. Добролюбова / Олег Самойлов

— О чем именно вас спрашивали? 

— Читатели спрашивали нас о наличии в библиотеке определенного издания: учебника, журнала, газеты, нот. Нередко просили уточнить данные о книге или статье: год выпуска, количество страниц; консультировались, где найти нужные сведения, чаще всего краеведческого характера. Но самое востребованное — это, конечно, составление списка литературы по теме научной или учебной работы. И все эти запросы продолжают поступать вот уже без малого двадцать лет.

— В чём преимущество виртуальной справочной службы перед привычными интернет-поисковиками?

— Участие человека, специалиста. Именно человек делает нашу справочную службу уникальной. Ведь поисковые системы интернета имеют встроенный алгоритм обработки запроса, который не персонифицирован. Он не видит в пользователе человека с его конкретной задачей. К тому же, помимо привычных сетевых поисковиков, существует и много других электронных средств поиска информации: базы данных, цифровые коллекции и прочее. Обычный человек может и не подозревать об их существовании. Благодаря нашей справочной службе читателю достаточно просто знать, что есть профессионалы, к которым можно обратиться за помощью, не выходя из дома, и получить быстрый ответ. А для студентов это особенно актуально, согласитесь. Услуга выполняется не только оперативно, но и бесплатно, что нечасто встречается в наше время. При этом неважно, в каком городе вы живете и есть ли у вас читательский билет Добролюбовки. 

— Какие необычные, интересные и, может быть, сложные запросы вам задавали читатели? 

— Вопросов множество, и все разные. Кто-то нуждается в материалах для учебной работы по теме «Реализация концепта „love“ в хип-хоп дискурсе», «Возможные результаты глобального потепления в Архангельске» и «Кенигсберг глазами писателей XIX века», «История кинотеатра „Чары“ в Архангельске», «Проблема женского лидерства на примере Маргарет Тэтчер». Другие просто увлечены, например, историей языка сольресоль или разыскивают сведения о доме моды для собак во Франции в конце XIX века. В любом случае каждый раз нам приходится выстраивать новую стратегию поиска, привлекать разные известные нам ресурсы, чтобы предложить перечень полезных публикаций. И в отзывах люди пишут: «Вообще не представляю, как другие студенты пишут работы без вашей помощи! Я много чего нашла сама, но ваши списки всегда полнее и богаче. Это огромная помощь в любой работе».

Фото АОНБ им. Н.А. Добролюбова / Олег СамойловФото АОНБ им. Н. А. Добролюбова / Олег Самойлов

— Чем конкретно для вас интересна работа по поиску информации для читателей?

— Любой поиск увлекателен. И библиотечный — не исключение. Особенно когда его результат радует и удивляет пользователя. Ведь зачастую люди получают от нас не только готовые списки литературы, но и интернет-ссылки на полные тексты публикаций, о существовании которых они даже не догадывались. Выходит, задали вопрос на сайте Добролюбовки и получили материал, даже не приходя в библиотеку. Попутно в своих ответах мы знакомим с новыми инструментами поиска информации, открытыми и доступными для последующего самостоятельного использования. Всё это, безусловно, приносит удовлетворение.

Недавно сервис «Спроси библиотекаря» получил обновлённый интерфейс, для создания которого специалисты библиотеки использовали современную технологическую платформу с простой навигацией.

В результате обновления пользователь быстро и легко заходит в виртуальную справку, отправляет вопрос, закрывает страницу и после может спокойно заниматься своими делами. Сообщение с готовым ответом вскоре придёт на электронную почту. Специально для новичков авторы обновлённого интерфейса разработали раздел «Правила». Все ответы на запросы сохраняются в «Архиве», где по ключевым словам можно найти ответы на самые разные вопросы.

Узнать еще больше о справочной службе и задать свои вопросы библиотекарю прямо сейчас можно по ссылке на официальном сайте Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова. Сотрудники Добролюбовки с радостью помогут найти ответ и почувствовать ту самую интеллектуальную радость исследователя, когда маршрут за новым знанием успешно пройден.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх