На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регион 29

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    остальные 90 директоров архангельских школ решили в этой хрени не участвоватьРуководители трёх...
  • Сергей Иванютин
    Шикарные сказки он писал, в детстве книжку зачитывал до дыр.В Архангельске пр...
  • Евгений МакЛауд
    Морошка чего?? по русски можно?? или опять перед жидоанглосаксами прогиб??В Архангельске на...

В Архангельском Молодёжном театре показали «Хронику «Маскарада»

Свой взгляд на классическую пьесу Михаила Юрьевича Лермонтова зрителям продемонстрировал режиссёр Владислав Тутак.

21 сентября в Архангельском Молодёжном театре прошла первая театральная премьера нового сезона — спектакль «Хроника «Маскарада». Постановка классики русской литературы вышла странной, в заметной степени запутанной из-за своего нелинейного повествования и несколько непропорциональной по длительности первого и второго действия.

Перед первым актом тщательно загримированные актёры подавали ванильное мороженное в креманках, и это было весьма любопытно. Некоторых артистов загримировали до полной неузнаваемости. Для полного погружения в спектакль не хватало только попросить зрителей прийти на показ в масках. 

Начало спектакля — это конец пьесыНачало спектакля — это конец пьесы

После начала постановки перед зрителями предстал Арбенин в смирительной рубашке. Это было уже не начало привычного нам произведения. Всё, что будет дальше — перемотка разных VHS-кассет из 90-х, повтор истории, хотя вроде бы она начнётся с самого начала. Это обманчивое впечатление. Почему были выбраны именно VHS-кассеты, режиссёр Владислав Тутак объяснить однозначно не смог.

Кассеты с Арбениным — это и второе, и первое действие, где он играет самого себя, разговаривает с Неизвестным в исполнении актера Ильи Глущенко, находит пропажу браслета и убивает с особой жестокостью свою жену Нину, уничтожает прилюдно князя Звездича и сходит с ума. Всё как в пьесе, но немного не так. 

«Премиленький браслет, но где ж другой?»

Первое действие яркое, динамичное, интересное. Во втором действии Арбенин безучастен. Он статичный и безмолвный наблюдатель. Он смотрит со стороны события, свидетелем которых в пьесе не является. Второй акт — это запись. Повтор, который главному герою было необязательно видеть. Арбенин осознал свою вину и ошибку ещё когда Нина мучалась в предсмертной агонии, когда она проклинала его и грозила божественной карой. Однако в спектакле он смотрит кино в сгоревшем кинотеатре. Это его наказание.

В пользу того, что первое действие — это тоже повтор, говорит и изначально мертвенно-бледный вид Нины в исполнении актрисы Валерии Коляскиной. Нина уже мертва, всё уже случилось. Возможно, в этом кроется объяснение хронологических несостыковок с оригинальным произведением Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы видим не заявленный сгоревший кинотеатр, мы видим — сгоревший внутренний мир Арбенина, его уничтоженную душу. «Кинотеатр» — это проклятый мир, который он сам и создал.

Владислав Тутак. Фото с сайта Архангельского Молодёжного театраВладислав Тутак. Фото с сайта Архангельского Молодёжного театра
— Когда мы только всё придумывали, то у нас родилась идея разделить пьесу на две части. Она очень странным образом разделилась на две части: сцены, где Арбенин есть, и сцены, где его нет. В сценах, где Арбенина нет, заключена вся интрига, которую Арбенин не знает. Так и появилась эта история, где, совершив преступление, Арбенин попадает в пространство, которым руководит Неизвестный. Наказанием за убийство является то, что ему дают возможность очутиться в своеобразном омуте памяти, стать сторонним наблюдателем. Мне кажется, для Арбенина это было бы самое страшное наказание, — поделился режиссёр Владислав Тутак. 

Да, Арбенин в произведении Михаила Юрьевича действительно «рожден с душой кипучею, как лава». И он, правда, страшен в своей мести и ревности, безумен. Но главный злодей произведения сам маскарад жизни, все его участники — «век нынешний, блестящий, но ничтожный»

Извержение вулкана Арбенин Извержение вулкана Арбенин

Вулкан под названием Арбенин в постановке извергается завораживающе, чудовищно и жутко. Сцена отравления Нины выглядит страшной и торжественной. Это торжество недоверия к ближнему, торжество сомнений. Это самая впечатляющая сцена, величественное действие которой подчёркивают завораживающая игра актёра Евгения Шкаева и картина «Последний день Помпеи» художника Карла Брюлова.

«Ты… убил свою жену!»

И всё же Нину убивает не только Арбенин. По сути, её убивают все действующие лица. Убивают своими внутренними страхами, ложью и клеветой, интригами, недоговорками, ужимками, секундной страстью и банальной жадностью. В этом и заключается маскарад. Герои Лермонтова — живые люди. В повседневности, как и на празднике Энгельгарда, они также носят социальные маски благочестия и добропорядочности. На маскараде они перестают стесняться самих себя. 

С маской Арбенина всё иначе. Его маской является облик любящего мужа, беззаботного и славного героя кавказских войн, человека без страха и упрёка. Порой кажется, что у него и нет вовсе никакой маски. Но когда маска всё-таки разбивается, под ней мы видим человека, страдающего от угрызений совести, паранойи, неуверенного в себе и близких, ищущего оправдания своих действий в проделках Высших сил и даже в некоем проклятии.

«У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.»

В постановке режиссера Владислава Тутака вынесен суровый приговор конкретно Арбенину. 

Сцена «разоблачения» князя ЗвездичаСцена «разоблачения» князя Звездича

В спектакле не чувствуется всё то унижение, которым была раздавлена репутация проигравшегося князя Звездича, которого, по сути, оклеветали и уничтожили публично. Князь выглядит почти безразличным к бесчестию, шутоватым. И это странно. Сам акт «уличения» в спектакле показан несколько спонтанно, будто бы всё происходило только между Арбениным и Князем, а не на глазах общественности. 

По сути, на наших глазах происходит сразу несколько убийств, которые в равной мере чудовищны и приводят к последующему безумию Арбенина. Вторым убийством было публичное уничтожение достоинства молодого князя, вынужденного бежать из общества на войну. Третьим убийством, как мы знаем из пьесы, будет моральная смерть самого Арбенина и его безумие.

«Да, честь не возвратится.
Преграда рушена между добром и злом,
И от тебя весь свет с презреньем отвратится.» 

Тема чести — одна из ключевых в произведениях Лермонтова. Однако тема жизни и её хрупкости всё-таки ближе нашим современникам. Возможно, поэтому тема чести в спектакле и вытесняется на второй план. Сам режиссёр объяснил это явление следующим образом.

— Мне кажется, там достаточно простая история. Мне лично было с ней легко работать. Артисты попали в струю поэтического текста, несмотря на то, что это весьма сложный жанр. Это история о преступлении и наказании. В этой истории убийства могло и не быть. Спектакль мы заканчиваем просто фразой: «Ты убил свою жену», потому что Нина — это совершенно невинная жертва. Лично для меня это болезненная тема, когда происходит обесценивание человеческой жизни. Для меня в контексте нашей истории, нашего спектакля, это было самым важным, — отметил Владислав Тутак.

Второе действие постановки «Хроника «Маскарада» получилось заметно меньше первого. Режиссёр оформил его в виде киносеанса, и зрители действительно около получаса смотрели чёрно-белый фильм, в котором герои говорили безэмоционально и даже немного скучно. Второе действие ещё раз подчеркнуло, что всё события на сцене происходят исключительно в сознании самого Арбенина, а не буквально в сгоревшем кинотеатре.

Спектакль отметился прекрасной работой видеоцеха. Параллельная трансляция с нескольких видеокамер помогала зрителям посмотреть на происходящее глазами главных героев и хорошо передала безумие и страсти первого акта. И это здорово, ведь взглянуть на жизнь глазами другого человека всегда интересно. 

Несмотря на отдельные шероховатости, спектакль получился необычным и сложным с технической точки зрения. В постановке есть на что посмотреть. Особенно радовала живая игра актёров Молодёжного театра. 

Следующие показы спектакля «Хроника «Маскарада» пройдут 26 и 27 октября в 18 часов.

Напомним, что ранее мы рассказывали о том, как проходили съёмки фильма для второго действия спектакля, и делились планами театра на предстоящий 49-й сезон.

Также ранее ИА «Регион 29» рассказывало о планах Архангельского театра кукол на предстоящий сезон. 23 сентября директором учреждения культуры стал директор Архангельского театра драмы Сергей Самодов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх