На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регион 29

140 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    это мер чё. вчера только с канар вернулся? ...учебный год уж 4 декады как начался... а он тронулся ремонт проверять😅Глава Архангельск...
  • Ингерман Ланская
    остальные 90 директоров архангельских школ решили в этой хрени не участвоватьРуководители трёх...
  • Сергей Иванютин
    Шикарные сказки он писал, в детстве книжку зачитывал до дыр.В Архангельске пр...

Архангелогородцы чаще смогут видеть любимый катер «Соломбалец»

Спустя год с начала проекта по возрождению народного деревянного катера «Соломбалец», судно впервые рассекло речную гладь Соломбалки и Северной Двины и показало свои ходовые качества. Рассказываем, как появился проект судна, как прошёл его первый выход в акваторию и что ожидает катер в ближайшем будущем.

23 октября состоялся первый выход новенького деревянного катера «Соломбалец» в акваторию Северной Двины и Соломбалки. Многие годы уникальное судно выпускалось на «Соломбальской судоверфи», однако со временем спрос на дешёвые пластиковые и алюминиевые лодки вытеснил «Соломбальца» из повседневной жизни Архангельска. Теперь любимый многими северянами водный транспорт вновь возвращается на реки Поморья, но в несколько необычном научно-историческом амплуа, а не повседневно-бытовом. 

Интерес к легенде маломерного деревянного судостроения сохранился до наших дней. Мастера с Верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове провели большую работу и по чертежам «Соломбальской судоверфи» построили новенький, пахнущий свежей древесной смолой и краской «Соломбалец», а после официально зарегистрировали его в Центре Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Реализация проекта заняла чуть менее года. Строить катер начали в январе 2024 года, а закончили уже в этом июне. Летом сотрудники Верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове занимались организацией регистрационных мероприятий. Завершить регистрацию удалось в сентябре.

Глеб Плетнёв проверяет «Соломбалец» перед выходомГлеб Плетнёв проверяет «Соломбалец» перед выходом

Первый выход

В минувшую среду деревянный красавец торжественно прошёл, можно даже сказать, в парадном порядке, по рекам города. Вместе с маленькой резиновой моторной лодкой сопровождения, рыча своим горячим мотором, «Соломбалец» уверенно проследовал вокруг Мосеева острова, обогнул Соломбалу и причалил к берегу, с которого начинал свой маршрут.

По пути «Соломбалец» встречал восторженные взгляды жителей города, гулявших по обновляющейся набережной Соломбалки, а также пешеходов, спешивших по своим делам через Кузнечевский мост. Рулевые более скоростных катеров и лодок с некоторым почтением сбавляли скорость, чтобы рассмотреть получше легендарное судно. Зрелище действительно уникальное — новенький катер, неспешно гуляющий по волнам в историческом районе города, построенный там, откуда начиналось российское судостроение.

Катер получился остойчивый и уютный, хотя и неспешный. Корреспонденту ИА «Регион 29» удалось пройти часть маршрута на уникальном деревянном судне самостоятельной постройки и убедиться, что упоминание «Соломбальца» не просто так навевает у горожан добрые ностальгические воспоминания. Внутри маленькой каюты можно легко спрятать вещи от непогоды и самому пережидать дождь. Высокие борта и передняя надстройка бережно укрывают от ветра, а двигатель даёт достаточно тепла, чтобы пассажиры не мёрзли на открытой палубе. Это идеальное судно для неспешных прогулок в дельте Северной Двины, особенно в погожие летние дни.

У катера большие перспективы У катера большие перспективы

О возможностях дальнейшего использования «Соломбальца» рассказал руководитель проекта Глеб Плетнёв.

— Нам ещё предстоит покрасить катер и нанести на борт официальное название — «Соломбалец». В будущем на катере появится кожух, закрывающий двигатель, уже сделан его чертёж. К следующей навигации катеров будет уже два, и они смогут выходить тандемом. Во-первых, так безопаснее, а во-вторых, так можно осуществлять представительские и презентационные походы, торжественные выходы. Тандем сможет принимать участие в мероприятиях, приуроченных к Дню города, Дню ВМФ и Дню Рыбака, в день открытия Соловецкой регаты, участвовать в событиях фестиваля «Белый июнь». Мы видим, что череда водных праздников растет в период навигации. В будущем мы сможем собирать судовладельцев и, спросив их мнение, возможно, даже организовать отдельное городское мероприятие для малого водно-моторного флота, — поделился Глеб Плетнёв.

Также он отметил, что ранее в День города в Архангельске уже проводились спортивные мероприятия для водно-моторного транспорта. Возрождение подобной традиции дало бы заметный толчок для Архангельской области как технически грамотной территории и точки роста.

— Я считаю, это реализуемо. У нас сложились конструктивные взаимоотношения с Центром ГИМС Главного управления МЧС по Архангельской области. Можно вместе с ними продвигать подобную инициативу, чтобы в дальнейшем представить область, как регион, в котором имеются все меры поддержки и содействия, как судостроению, так и продвижению отдыха на воде, — отметил Глеб Плетнёв. 

На борту судна могут спокойно разместиться четыре человека. Мощность двигателя — 13 лошадиных сил. Максимально достигнутая скорость пока составляет 13 км/ч. «Соломбалец» — это водоизмещающий катер, который не должен вставать на глиссер. Развивать бешеную скорость в несколько десятков километров в час он не способен из-за своих конструктивных особенностей, и неважно, какой на нём будет установлен мотор. Однако «Соломбальцу» излишняя спешка ни к чему. Катер произвёл положительное впечатление на участника проекта Марину Титову, ставшую одним из первых пассажиров судна.

Марина ТитоваМарина Титова

— Катер, наконец, на воде! Мы очень долго шли к этому, прикладывали все интеллектуальные и физические усилия. Плотницкий и судостроительный труд был колоссален! По сути, сегодняшний выход на реку — это итог многомесячного труда. На воде катер ведёт себя хорошо, с заявленной проектной скоростью справляется. Ещё когда мы строили катер, то было озвучено, что «Соломбалец» не про скорость, а про то, чтобы неспешно, философски, созерцательно перемещаться из пункта «А» в пункт «Б». По-моему было символично пройти на нем вокруг Соломбалы по речке. Мне было очень интересно осмотреть нашу родную территорию с незнакомого ракурса с воды, — поделилась Марина Титова.

Также Марина Титова отметила, что перед тем, как катер окончательно спустили на воду и зарегистрировали, его тщательно изучили сотрудники ГИМС. Сотрудники государственной инспекции проследили поведение катера на воде, зафиксировали документально его остойчивость и другие характеристики. Катер получил свидетельство о регистрации и только после прохождения всех необходимых мероприятий вышел в свой первый мини-круиз.

А что дальше?

Дальнейшее использование катера представляет особенный интерес. Хотя судно не обладает высокой скоростью, у него имеется ряд существенных преимуществ перед резиновыми и алюминиевыми собратьями. При установке дополнительного источника тепла, например печки или обогревателя, оно легко превращается в небольшой плавучий дом. Это значит, что его использование вполне позволяет осуществлять продолжительные походы, например в дельте Северной Двины.

Одним из возможных направлений, в котором может ходить катер, вполне может стать остров Мудьюг, где сегодня создаётся обширная мемориальная территория, посвящённая периоду Гражданской войны и иностранной интервенции на Русский Север. В отличии от своих крупных собратьев, «Соломбальцу» не страшны мели, окружающие остров. По пути своего следования катер также мог бы заходить в Новодвинскую крепость, создавая, таким образом, полноценный туристический маршрут, охватывающий несколько столетий отечественной истории.

— «Соломбалец» может дойти до Мудьюга, но не так быстро, как его глиссирующие собратья. Однако, если рассматривать это как философию самого пути, то почему бы и нет. Нужно только ловить приливы и отливы, и можно спокойно отправляться туда на «Соломбальце». Это будет настоящая масштабная экспедиция по дельте Северной Двины. Это очень перспективное и интересное направление. Катер создан для реки, а река — это пять рукавов, множество проток с множеством островов, каждый из которых по-своему интересен. «Соломбалец» позволяет открывать для себя ту самую Северную Двину, на берегах которой мы живём, — продолжила Марина Титова.

Катер поможет взглянуть на Север иначеКатер поможет взглянуть на Север иначе

Руководитель проекта отметил, что для подобного сотрудничества проектов Верфи и на острове Мудьюг нужно только желание инициаторов проектов.

— Если Мудьюг готов нас принять, то мы готовы туда идти. Также мы готовы сотрудничать с проектами, связанными с Новодвинской крепостью, — подтвердил Глеб Плетнёв. 

Ещё одним возможным вариантом использования катеров в будущем, по словам Марины Титовой, может стать проведение полноценных речных гонок. Когда сотрудники Верфи традиционного деревянного судостроения собирали документацию для выставки, посвящённой истории «Соломбальца», то выяснилось, что в советские годы в акватории Северной Двины проводились полноценные соревнования деревянных катеров. Местные умельцы-инженеры прошлого устанавливали на свои катера двигатели и различные модификации, существенно увеличивавшие ходовые характеристики плавсредств. Самые изобретательные судовладельцы в конечном итоге получали, без преувеличения, славу и почёт, становились местными знаменитостями, о чём говорят многочисленные воспоминания очевидцев и владельцев катеров «Соломбалец», собранные в ходе исследования. 

— Когда мы задумывались над тем, что же будет с катером дальше, то как один из вариантов был предложен вариант организации гонок на деревянных водоизмещающих катерах. Собирая историю «Соломбальца», мы узнали, что такие катера всё ещё есть. Наш катер не единственный. В дельте Северной Двины и Архангельске всё ещё остаётся примерно десять действующих «Соломбальцев». Если мы заручимся поддержкой, в первую очередь со стороны судовладельцев, то это будет уникальное событие для всего региона, — отметила Марина Титова.

На СоломбалкеНа Соломбалке

Катер «Соломбалец» стал одним из первых судов, полностью построенным с нуля на Верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове. Специалисты провели колоссальный объём работы, чтобы с самого нуля пройти путь от сбора информации и строительства катера до его регистрации и спуска на воду. Ключевым событием, настоящим прецедентом для всего традиционного деревянного судостроения на пространстве Архангельской области в этой истории является то, что работникам верфи удалось зарегистрировать катер по всем современным правилам и стандартам. Всё это стало возможным благодаря поддержке и пониманию важности проекта для истории региона со стороны регулирующих структур.

Весьма вероятно, что уже в ближайшие годы «Соломбальцы» вновь станут естественным и логичным дополнением городского и речного пространства Архангельска. Катера органично дополнят картину современного города и создадут необыкновенный объект для притяжения туристических потоков в наш Северный край.

— Внимание к туризму у нас сегодня уделяется достаточно серьёзное. Подобная новая точка роста вполне может выгодно представить регион относительно других направлений Русского Севера, — заключил Глеб Плетнёв.

Историко-культурный проект по возрождению народного деревянного катера «Соломбалец» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх