Архангельский театр кукол показал спектакль «Груманланы» режиссёра Ивана Чигасова. В основе постановки — реальная история о том, как мезенские поморы застряли во льдах Арктики, но смогли продержаться там шесть лет и три месяца.
Спектакль «Груманланы» режиссёра Ивана Чигасова — это не просто кукольная постановка, а настоящая жизнь, в которой звук, свет, движения и слово сливаются воедино.
«Груманланы» повествуют о героическом освоении Севера нашими предками. Постановка показывает события без лишнего пафоса и выдуманных моментов, а внимание к деталям подчёркивает глубокое уважение к людям, которые шли на подобные путешествия ради освоения чего-то нового, того, что могло бы помочь их потомкам.
Центральным символом театральной постановки стало время. Его течение показано с помощью вращающегося круга сцены, символизирующего движущуюся Землю. Интересно наблюдать за тем, как герои за чуть больше чем час смогли показать шесть лет жизни. В конце один из них спрашивает, сколько же времени прошло. Когда ему отвечают, что прошло 6 лет и 3 месяца, то тот удивляется. Этот момент очень ярко показывает то, как же скоротечна наша жизнь.
Режиссёру Ивану Чигасову удалось довольно подробно раскрыть каждого героя истории. По очереди поморы рассказывали о том, как и почему пришли в промысел. Эти маленькие истории о каждом из них смогли показать зрителю, насколько люди разные, но, оказавшись в одной лодке, а точнее, на одной земле суровой Арктики, они все становятся равны.
Стоит отметить декорации театральной постановки, которые безупречно передают атмосферу места и времени, куда попадают поморы, а вместе с ними переносят туда и зрителей.

В качестве кукол животных в спектакле выступают специальные посохи, которые венчают большие головы медведя, тюленя и моржа. Их использование отлично показывает то, как человек уязвим и всегда находится во власти природы.
Большое внимание в постановке уделено музыке. Гусли, варган и ханк звучали так, как будто вели прямой диалог с прошлым и смогли пропитать атмосферу в зале дыханием Арктики. Музыка звучала на протяжении всего спектакля и менялась в зависимости от сюжета, всё глубже передавая эмоции героев. На сцене царил полумрак, который также символизировал суровость и непреклонность Крайнего Севера.
Игра актёров спектакля выделяется своей выразительностью. Их пластика притягивает взгляд, а плавные движения радуют глаз. Безусловно, это большой труд, чтобы добиться таких движений и показать зрителю настоящую композицию на сцене. Костюмы актёров тоже хорошо проработаны. Их свитера с нитками символизируют путь на Шпицберген. Промысел мезенских поморов не изменился, а вот техника выполнения поменялась. У людей может что-то меняться, а вот Арктика остаётся такой же непредсказуемой, жестокой, но манящей.

«Жить — то работа, и неважно: жарко тебе или зябко». Эти слова раскрывают суть жизни помора. Всё бытие ты должен работать, работать и ещё раз работать. В этом заключается народная мудрость каждого северянина. Именно благодаря такому уроку стойкости поморы смогли слагать легенды о своих историях выживания. Не важно, какой у тебя промысел, ведь главное — это то, что ты трудишься.

Нельзя не отметить и исполнительницу роли сказительницы Елену Антушеву. Елена почти всё время находилась на сцене и ни разу не вышла из своего образа. Завершается спектакль интересной фразой главной героини-рассказчика: «Пыль пылью, а быль — былью». Эта прекрасная поморская поговорка подвела черту в конце истории о том, что это всё истина. Пыль — это что-то мимолётное, а вот быль оставляется после себя опыт. Можно говорить что угодно, но правда всегда одна, и она не зависит от чужих мнений.
Свежие комментарии