Эксперты сходятся во мнении, что усиление контроля на местах станет ключом к успешной борьбе с табачным контрафактом.
К такому выводу пришли представители федеральных и региональных органов власти, а также общественники. Все они приняли участие в круглом столе «Региональный рынок табачных изделий. Эффективные инструменты борьбы с контрафактом», который прошёл в рамках деловой программы межрегионального форума «Дни ритейла в Беломорье».
Для борьбы с рынком нелегального табака необходимы соответствующие законодательные решения. Крайне важны более жёсткие меры в отношении нарушающих закон торговых точек и интернет-площадок.
— Что касается табачных изделий, то мы все должны объединить усилия, чтобы «обелить» этот сегмент и на местах привлечь внимание общественности к работе надзорных органов, — отметил в своём выступлении заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов. — В частном порядке, при проверке торговых точек в 9 из 10 случаев есть весомые нарушения.
Как подчеркнул директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов, сейчас проходит обсуждение создания единого реестра торговых точек. Это необходимо для того, чтобы за его контуром другие продажи не осуществлялись. Это позволит минимизировать контрафакт.
Специалисты отмечают тот факт, что большая часть табачного контрафакта поступает к нам из стран ЕАЭС. А значит, для решения проблемы нужно усилить контроль за перевозками в ЕАЭС при помощи навигационных пломб и активно противодействовать дистанционным продажам через Интернет.
— Мы видим хрупкий тренд на снижение доли оборота нелегального табака на российском рынке по сравнению с предыдущим периодом. Однако статистически — 57% всей нелегальной продукции к нам поступает из стран ЕАЭС. Поэтому для предотвращения незаконного ввоза табака необходимо усилить контроль за перевозками в ЕАЭС при помощи навигационных пломб, активно противодействовать дистанционным продажам посредством интернет — ресурсов и мессенджеров и проводить взвешенную акцизную политику в отношении табачной продукции, — убежден менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин.
По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции доля нелегального оборота табака в России составляет 11,3% в пересчете на население.
При этом доля нелегального оборота табака в настоящее время в Северо-Западном федеральном округе достигает 14,1%. В Архангельской области этот показатель также увеличился по сравнению с аналогичным прошлым периодом и составил 13,4%.
По итогам второго квартала 2024 года Архангельская область занимает 66 место в общероссийском рейтинге. Контрольно–надзорная деятельность в регионе более активно велась в прошлом году. В текущем году она снизилась и продолжает сводиться к минимуму.
По словам директора АНО «ННЦК» Ирины Бушиной, минимальные потери бюджета РФ от нелегального оборота табака составили 99 млрд рублей. А в первом полугодии — 50,44 млрд рублей. В СЗФО потери за этот же период составили почти 9 млрд рублей. В Архангельской области эта цифра составляет 524 млн рублей.
По словам специалистов, одна из главных причин такой ситуации заключается в низком уровне эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Сейчас они фактически распространяются только на легальный бизнес. При этом точки, где ведётся незаконная торговля табаком, выпадают из поля зрения и правомочия контрольно-надзорных органов. При этом из-за сложных согласований практически невозможно устраивать внеплановые проверки таких точек.
— Складывается парадоксальная ситуация, — пояснил руководитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тарас Носовской. — Мы вместе с МВД и службой по контролю за алкогольным и табачным рынками провели профилактические мероприятия по выявлению контрафактной продукции. Нашли определённый процент нарушений, и эти цифры сразу попали в официальную статистику, из которой можно сделать вывод о росте либо снижении объема нелегальной продукции. Соответственно, чем активнее мы боремся с контрафактом, и больше обнаруживаем его, тем выше у нас статистика по незаконному обороту табачных изделий. При этом нам на основании действующей правовой базы достаточно сложно согласовать проверки с прокуратурой, у которой имеется мораторий на проверку бизнеса.
Как оказалось, предприниматели, незаконно реализующие товар, пользуются послаблениями, которые были предоставлены властями в части снижения объёма проводимых проверок.
–Это ведет к тому, что защитный механизм, предоставленный государством, используется ими как зонтик от надзорных проверок, — дополнил руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Северо-Западному федеральному округу Юрий Чащин.
Обсуждение и приведённые аргументы резюмировал заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Владимир Невмержицкий. Он считает, что при взаимодействии с согласующими проверку органами очень важен элемент доверия. Они должны понимать, что мы не просто рядовое мероприятие проводим для галочки, но наши действия направлены на пресечение более существенных правонарушений, направленных против наших граждан.
Свежие комментарии