На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регион 29

143 подписчика

Свежие комментарии

  • Анатолий Андриенко
    Давно пара, а то северяне и не подозревают что неправильно одевались в морозы.Северянам рассказ...
  • Эльдар Алиев
    👍👍👍👍если он сломан и годами стоит, конечно надо убратьАдминистрация Сев...
  • Алексей Тан
    В АЛТИ... Я сам когда то учился... (конец 70-тых и только три года.... но! УЧИЛСЯ)... учился на "вечернем"... а Работ...Студотряды из Арх...

«Сказка о потерянном времени» по-архангельски

Молодёжный театр продолжает радовать детскими новогодними премьерами, затрагивающими совсем недетские темы.

«Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца впервые увидела свет в предвоенном 1940 году, а известную экранизацию, отлично знакомую современному старшему поколению, выпустили спустя почти четверть века, лишь в 1964 году, спустя шесть лет после смерти автора истории.

 

Шварц — мастер иносказательных форм, добрых, глубокомысленных и трогательных историй, западающих зрителю в душу: «Обыкновенное чудо», «Дракон» (ставший после экранизации фильмом — «Убить дракона» с Александром Абдуловым, Олегом Янковским и другими легендарными актёрами), «Сказка о потерянном времени», «Голый король». Все, кто читал или смотрел, сразу вспомнят, непременно улыбнутся. 

И, видимо, не просто так именно сейчас к творчеству Евгения Шварца возник такой интерес со стороны наших театральных деятелей. Как-то слишком злободневно и актуально откликается в дне сегодняшнем жизнь и творчество опального писателя. 

Особенности постановки

Так что же такое эта «Сказка о потерянном времени» Архангельского молодёжного театра? Это однозначно история про современность. 

Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

Режиссёр и художник постановки Филипп Шкаев несколько раздвинул временные рамки сказки Шварца. Спектакль начинается с небольшой предыстории, в которой посредством «закадрового» голоса самого Евгения Шварца в исполнении актёра Антона Чистякова и своеобразного стоп-кадра, как в старом кино, зрителей знакомят с каждым героем и его причудами. Приёмы из кино давно стали для современного театра чем-то ожидаемым, делающим постановки зрелищнее и понятнее зрителю.

Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Наденька Соколова — современные школьники. Это, конечно же, никакие  не пионеры, а так называемые зумеры, которые общаются современным сленгом, модничают, мечтают, «залипают» в телефоны, всегда, везде опаздывают и получают двойки по всем предметам, в том числе по патриотическому воспитанию.

Учатся ребята, как и в первоисточнике, в 14 школе. Учебное учреждение с таким же номером, по иронии располагается от Молодёжного театра буквально в одном квартале. Несмотря на перечисленные недостатки, юные герои истории в исполнении четверки — Александра Берестеня, Дарьи Манеевой, Вячеслава Кривоногова и Валерии Коляскиной — почти сразу показывают зрителям, что они довольно дружны, веселы и способны к творческому переосмыслению отечественной культуры. Школьники лихо битбоксят стихотворение «солнца русской поэзии» — «Зимний вечер». Точное попадание в образы современных детей подчёркивает один единственный факт: комичность персонажей заставляет смеяться не только взрослых, но и подростков — главных зрителей и судей новогодней постановки. 

Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

Интересны в спектакле образы злых волшебников и волшебниц, отнимающих у ребят время. В оригинальной сказке волшебники жили в избушке в глухом лесу. В спектакле же это уважаемые люди в пиджачках, галстуках, с кейсами наперевес и волшебными колпаками на головах. Это единственный элемент «волшебности» — в остальном старички самые обыкновенные, разве что ещё колдовать умеют немного. 

Старички работают в условном ведомстве, расположенном в «сером-сером здании», в котором есть «тёмная-тёмная комната», оформленная как кабинет в типичной казённой конторе. Старые, но амбициозные волшебники в исполнении актёров Натальи Малевинской, Ильи Глущенко, Яны Пановой и Евгения Шкаева изначально выглядят почти безобидными.

Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

Их «злая» деятельность показана как написание нелепых доносов на жителей города, то предпочитающих телевизору YouTube, то сортирующих мусор и занимающихся экоактивизмом, то охотой на квадроберов, а порой и просто на сомнительных личностей с синими волосами. Даже старший волшебник «серого» ведомства — Михалыч, в исполнении Евгения Шкаева, завидев унылое действо написания доносов, остался недоволен масштабом происходящих злодейств:

— Сейчас все доносы пишут! Лучше бы вы устроили цунами. Или вырубили бы все парки, а на их месте наколдовали торговые центры! Превратили бы всех кошек в собак, а собак в папуасов или снесли бы, наконец, здание старого цирка! — отчитывает своих бестолковых сотрудников колдун Михалыч.

По мере развития событий старики буквально стервенеют и начинают считать, что они имеют некое право распоряжаться чужим временем, отбирать чужие силы и молодость, решать, что для других правильно и важно, а что нет. Жуткое зрелище, честно говоря. Сегодня таких «волшебников» хватает. Со стены кабинета за злодействами строго бдит Верховный Сказочный Волшебник без лица.

Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

И вот актёры меняются ролями. Старики крадут чужую молодость, чужие силы. А ради чего? Да всё ради тех же мелких пакостей: заменить все конфеты в обёртках на тараканов, сорвать Новый год, перекрасить весь снег в чёрный и… сломать старый городской цирк. Разумеется. План звучит действительно масштабно и злободневно. Горожане в зале хохочут. Взрослые и дети понимают, что к чему. Словом, злодеи в истории получились харизматичные, страшные, но с юморком. 

Человек для любой поры… В «Сказке о потерянном времени»

Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

Есть в спектакле один замечательный персонаж, которого изначально не было в сказке Евгения Шварца, прообраз которого присутствовал в эпизодах фильма 1964 года — школьный учитель Марья Иванна Глобусова, в исполнении актрисы Марины Земцовской. Несмотря на свою внешнюю стереотипность, именно она в итоге помогает обманутым школьникам вернуть украденное время. 

Это ещё один центральный персонаж истории. Человек, который умеет принимать свои ошибки, умеет брать на себя ответственность и готовый протянуть руку помощи, когда это необходимо. Марья Ивановна в «Сказке» сперва не узнаёт постаревших школьников, отталкивает их от себя, прогоняет прочь. Однако именно эта совестливая и добрая женщина в конечном счёте решает помочь несмышлёной молодёжи, от которой отказались даже родители. Это образ наставника, мудрого человека, луч надежды в мире, где порой кажется, что кругом всё вокруг решают лишь одни злобные старики-волшебники.  

Именно с Марьей Иванной у школьников происходит авторский диалог, один из важнейших в спектакле, в ходе которого молодое поколении провозглашает:

— Время, потерянное с удовольствием, не такое уж и потерянное.

Подобное ревизионистское откровение полностью переворачивает смысл оригинального произведения Евгения Шварца и помогает ребятам в самый последний момент победить злых волшебников, несмотря на «утраченные», по мнению взрослых, минуты. Потерянным временем в сказке Филипа Шкаева объявляется время, которое ты тратишь на неинтересные и неважные для тебя самого вещи. Вещи, которые делаешь для получения чужого одобрения, а не для собственного удовольствия и пользы близким. В конечном итоге, всё, что вредит другим людям и тебе самому — вот оно, по-настоящему потерянное время. 

Лишь сам человек в праве решать, какое время было потерянно им напрасно.
Фото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театрФото Екатерины Чащиной. Архангельский Молодёжный театр

«Сказка о потерянном времени» Молодёжного театра показывает зрителю историю об относительности времени, разнозначности восприятия его вреда и пользы для разных людей. Что для прошлых поколений со стороны порой выглядит как простое дурачество, то для молодёжи — новый непроторенный путь, которых в современном мире всё ещё неисчислимое множество.

И Ёлка…

Фото Романа ФилковскогоФото Романа Филковского

Отдельно хотелось бы отметить трогательную Новогоднюю ёлку Молодёжного театра. Дед Мороз в исполнении актёра Степана Полежаева получился бодрым и ярким. Он поднимал детей на руки прямо под потолок, по-отечески обнимал гостей праздника и много играл с малышнёй. Дети и взрослые надолго запомнят сцену, когда Дедушка Мороз усадил разгорячённых игрой ребят в кружок вокруг ёлки и предложили шепотом и от всего сердца, а не как было всегда принято, громким криком попросить хвойную красавицу зажечь свои огоньки: «Раз, два, три, Ёлочка, гори». 

Фото Романа ФилковскогоФото Романа Филковского

Некоторые взрослые в зале в этот момент буквально прослезились от умиления, и автор этих строк был в их числе. 

Напомним, что ранее в Молодёжном театре показали новогоднюю ёлку для взрослых «Пьяный Шекспир. Гамлет». Подробно о постановке мы рассказали в нашем праздничном материале. А наш фотограф Анна Лоскутова сделала яркий фоторепортаж со спектакля

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх