Молодёжный театр продолжает радовать детскими новогодними премьерами, затрагивающими совсем недетские темы.
«Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца впервые увидела свет в предвоенном 1940 году, а известную экранизацию, отлично знакомую современному старшему поколению, выпустили спустя почти четверть века, лишь в 1964 году, спустя шесть лет после смерти автора истории.
Шварц — мастер иносказательных форм, добрых, глубокомысленных и трогательных историй, западающих зрителю в душу: «Обыкновенное чудо», «Дракон» (ставший после экранизации фильмом — «Убить дракона» с Александром Абдуловым, Олегом Янковским и другими легендарными актёрами), «Сказка о потерянном времени», «Голый король». Все, кто читал или смотрел, сразу вспомнят, непременно улыбнутся.
И, видимо, не просто так именно сейчас к творчеству Евгения Шварца возник такой интерес со стороны наших театральных деятелей. Как-то слишком злободневно и актуально откликается в дне сегодняшнем жизнь и творчество опального писателя.
Особенности постановки
Так что же такое эта «Сказка о потерянном времени» Архангельского молодёжного театра? Это однозначно история про современность.
Режиссёр и художник постановки Филипп Шкаев несколько раздвинул временные рамки сказки Шварца. Спектакль начинается с небольшой предыстории, в которой посредством «закадрового» голоса самого Евгения Шварца в исполнении актёра Антона Чистякова и своеобразного стоп-кадра, как в старом кино, зрителей знакомят с каждым героем и его причудами. Приёмы из кино давно стали для современного театра чем-то ожидаемым, делающим постановки зрелищнее и понятнее зрителю.
Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Наденька Соколова — современные школьники. Это, конечно же, никакие не пионеры, а так называемые зумеры, которые общаются современным сленгом, модничают, мечтают, «залипают» в телефоны, всегда, везде опаздывают и получают двойки по всем предметам, в том числе по патриотическому воспитанию.
Учатся ребята, как и в первоисточнике, в 14 школе. Учебное учреждение с таким же номером, по иронии располагается от Молодёжного театра буквально в одном квартале. Несмотря на перечисленные недостатки, юные герои истории в исполнении четверки — Александра Берестеня, Дарьи Манеевой, Вячеслава Кривоногова и Валерии Коляскиной — почти сразу показывают зрителям, что они довольно дружны, веселы и способны к творческому переосмыслению отечественной культуры. Школьники лихо битбоксят стихотворение «солнца русской поэзии» — «Зимний вечер». Точное попадание в образы современных детей подчёркивает один единственный факт: комичность персонажей заставляет смеяться не только взрослых, но и подростков — главных зрителей и судей новогодней постановки.
Интересны в спектакле образы злых волшебников и волшебниц, отнимающих у ребят время. В оригинальной сказке волшебники жили в избушке в глухом лесу. В спектакле же это уважаемые люди в пиджачках, галстуках, с кейсами наперевес и волшебными колпаками на головах. Это единственный элемент «волшебности» — в остальном старички самые обыкновенные, разве что ещё колдовать умеют немного.
Старички работают в условном ведомстве, расположенном в «сером-сером здании», в котором есть «тёмная-тёмная комната», оформленная как кабинет в типичной казённой конторе. Старые, но амбициозные волшебники в исполнении актёров Натальи Малевинской, Ильи Глущенко, Яны Пановой и Евгения Шкаева изначально выглядят почти безобидными.
Их «злая» деятельность показана как написание нелепых доносов на жителей города, то предпочитающих телевизору YouTube, то сортирующих мусор и занимающихся экоактивизмом, то охотой на квадроберов, а порой и просто на сомнительных личностей с синими волосами. Даже старший волшебник «серого» ведомства — Михалыч, в исполнении Евгения Шкаева, завидев унылое действо написания доносов, остался недоволен масштабом происходящих злодейств:
— Сейчас все доносы пишут! Лучше бы вы устроили цунами. Или вырубили бы все парки, а на их месте наколдовали торговые центры! Превратили бы всех кошек в собак, а собак в папуасов или снесли бы, наконец, здание старого цирка! — отчитывает своих бестолковых сотрудников колдун Михалыч.
По мере развития событий старики буквально стервенеют и начинают считать, что они имеют некое право распоряжаться чужим временем, отбирать чужие силы и молодость, решать, что для других правильно и важно, а что нет. Жуткое зрелище, честно говоря. Сегодня таких «волшебников» хватает. Со стены кабинета за злодействами строго бдит Верховный Сказочный Волшебник без лица.
И вот актёры меняются ролями. Старики крадут чужую молодость, чужие силы. А ради чего? Да всё ради тех же мелких пакостей: заменить все конфеты в обёртках на тараканов, сорвать Новый год, перекрасить весь снег в чёрный и… сломать старый городской цирк. Разумеется. План звучит действительно масштабно и злободневно. Горожане в зале хохочут. Взрослые и дети понимают, что к чему. Словом, злодеи в истории получились харизматичные, страшные, но с юморком.
Человек для любой поры… В «Сказке о потерянном времени»
Есть в спектакле один замечательный персонаж, которого изначально не было в сказке Евгения Шварца, прообраз которого присутствовал в эпизодах фильма 1964 года — школьный учитель Марья Иванна Глобусова, в исполнении актрисы Марины Земцовской. Несмотря на свою внешнюю стереотипность, именно она в итоге помогает обманутым школьникам вернуть украденное время.
Это ещё один центральный персонаж истории. Человек, который умеет принимать свои ошибки, умеет брать на себя ответственность и готовый протянуть руку помощи, когда это необходимо. Марья Ивановна в «Сказке» сперва не узнаёт постаревших школьников, отталкивает их от себя, прогоняет прочь. Однако именно эта совестливая и добрая женщина в конечном счёте решает помочь несмышлёной молодёжи, от которой отказались даже родители. Это образ наставника, мудрого человека, луч надежды в мире, где порой кажется, что кругом всё вокруг решают лишь одни злобные старики-волшебники.
Именно с Марьей Иванной у школьников происходит авторский диалог, один из важнейших в спектакле, в ходе которого молодое поколении провозглашает:
— Время, потерянное с удовольствием, не такое уж и потерянное.
Подобное ревизионистское откровение полностью переворачивает смысл оригинального произведения Евгения Шварца и помогает ребятам в самый последний момент победить злых волшебников, несмотря на «утраченные», по мнению взрослых, минуты. Потерянным временем в сказке Филипа Шкаева объявляется время, которое ты тратишь на неинтересные и неважные для тебя самого вещи. Вещи, которые делаешь для получения чужого одобрения, а не для собственного удовольствия и пользы близким. В конечном итоге, всё, что вредит другим людям и тебе самому — вот оно, по-настоящему потерянное время.
Лишь сам человек в праве решать, какое время было потерянно им напрасно.
«Сказка о потерянном времени» Молодёжного театра показывает зрителю историю об относительности времени, разнозначности восприятия его вреда и пользы для разных людей. Что для прошлых поколений со стороны порой выглядит как простое дурачество, то для молодёжи — новый непроторенный путь, которых в современном мире всё ещё неисчислимое множество.
И Ёлка…
Отдельно хотелось бы отметить трогательную Новогоднюю ёлку Молодёжного театра. Дед Мороз в исполнении актёра Степана Полежаева получился бодрым и ярким. Он поднимал детей на руки прямо под потолок, по-отечески обнимал гостей праздника и много играл с малышнёй. Дети и взрослые надолго запомнят сцену, когда Дедушка Мороз усадил разгорячённых игрой ребят в кружок вокруг ёлки и предложили шепотом и от всего сердца, а не как было всегда принято, громким криком попросить хвойную красавицу зажечь свои огоньки: «Раз, два, три, Ёлочка, гори».
Некоторые взрослые в зале в этот момент буквально прослезились от умиления, и автор этих строк был в их числе.
Напомним, что ранее в Молодёжном театре показали новогоднюю ёлку для взрослых «Пьяный Шекспир. Гамлет». Подробно о постановке мы рассказали в нашем праздничном материале. А наш фотограф Анна Лоскутова сделала яркий фоторепортаж со спектакля.
Свежие комментарии