Какой получилась новая постановка режиссёра Михаила Кузьмина и чем она цепляет, разбираемся на сайте.
В минувшую пятницу, 20 декабря, в Архангельском театре драмы показали новую постановку режиссёра Михаила Кузьмина «Непоседливый мистер Жабс». Спектакль поставлен по мотивам сказочной повести «Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма.
Произведение было впервые издано в Англии в 1908 году и почти сразу же принесло автору известность. В разные годы повесть ставили театры России и мира, теперь очередь дошла и до архангельской сцены.Играли постановку в камерном зале.
Сразу же бросились в глаза минималистичные декорации из картона и гофры, создающие иллюзию маленького воображаемого мира детства, некой коробки с игрушками, в которую переносится вместе со зрителями читающая книгу «Ветер в ивах» артистка Мария Беднарчик. Лодка, сделанная из банки сардин, и деревянные катушки с нитками сразу же уточняют масштаб мира спектакля. Это маленький мир, где живут и дружат мистер Крот (роль исполняет Николай Варенцов), мистер Крыс (исполняет Константин Мокров) и мистер Барсук (играет Александр Субботин). Костюмы всех трёх героев выполнены в стилистике викторианской Англии конца XIX — начала ХХ века, Барсук — типичный брутальный шотландец с бакенбардами, Крот и Крыс вовсе выглядят как конандойловские Шерлок Холмс и доктор Ватсон из советской экранизации Игоря Масленникова.
Многочисленные отсылки к массовой культуре стали одной из «фишек» в постановке Михаила Кузьмина. «Мистер Жабс» Архангельского театра драмы напоминает по своей структуре роуд-муви, динамичное кино про путешествие.
Это история про бесконечно ускоряющийся вокруг нас мир, в котором слишком часто скоротечная мода, личные амбиции и эгоизм не дают сосредоточиться на самом важном — на близких людях, уюте, благополучии и счастье отдельно взятого человека. Это добрая история о том, как принимать недостатки дорогих сердцу людей, уметь прощать и оказывать выручку в трудную минуту.
Чтобы постановка не показалась зрителям затянутой, нудной и слишком нравоучительной, режиссёр сдобрил её обильным соусом из гэгов, мемов, отсылок и просто милых деталей. Какие-то из этих вещей могут быть понятны полностью лишь взрослому зрителю, как, например, короткая сцена из кинофильма «Касабланка», заглавные темы из «Крёстного отца» и «Полицейской академии». В какой-то момент просмотра кажется, что взрослые на показе смеялись даже больше, чем дети. Но общая реакция зала была благодушная. Маленькие гости тоже приняли «Мистера Жабса» с теплотой. Важную роль в этом сыграла центральная фигура истории — трикстер, разгильдяй и транжира дворянского происхождения Мистер Жабс в исполнении Артура Чемакина.
Одетый в стиле Стэнли Ипкисса из известной кинокомедии «Маска» с Джимом Керри в главной роли, Жабс изначально показан зрителю с самых неприглядных сторон. Это тот типаж человека, который «видит цель, не видит препятствий», разрушающий чужие жизни и быт ради собственных амбиций, сиюминутных дорогих хотелок. И всё же к середине постановки мистер Жабс раскрывается как жертва обстоятельств. Захваченный головокружительным развитием технологий и цивилизации, индустриальной и промышленной революции начала ХХ века, он влюбляется в автомобили, буквально становится от них зависимым.
Лишь благодаря поддержке друзей, не бросивших его, Жабс раскрывается зрителям с иной стороны и оказывается добродушным, сообразительным, отважным и талантливым героем, а все его отрицательные черты, раскрытые в начале постановки, в конце выглядят безобидными и вызывают у зрителей лишь смех. Артур Чемакин идеально вписался в образ колоритного и противоречивого денди-боя. Это буквально тот «порох» спектакля, от которого до последнего не знаешь, чего ожидать.
Отдельно стоит выделить ещё одну роль Марии Беднарчик — в спектакле она сыграла целый ряд персонажей, но запоминается роль злодеев-хорьков — архетипичных гангстеров, знакомых нам из фильмов 30-х и 40-х годов в шляпе и тренч-пальто. Мария сыграла, озвучив разными голосами сразу целую банду почти из десятка кукольных персонажей.
Театр кукол в Архангельске успешно вышел за рамки одноимённого городского учреждения и глубоко проник на сцены Молодёжного и Архдрамы. Буквально недавно мы видели на сцене особняка на Логинова постановку «Хроника «Маскарада», где одним из ключевых элементов сценографии стал сгоревший кинотеатр, обставленный в формате театра кукол. Тогда куклы помогли лучше передать внутренние противоречия главного героя, переживающего масштабный флешбек — повтор уже случившихся событий. В театре драмы элементы кукольного театра позволили гениально высмеять целую банду злобных тушканчиков-гангстеров при помощи единственного пальто, изменений голоса и искусства мгновенного перевоплощения, которым Мария Беднарчик владеет в совершенстве.
По итогу у театра драмы получилось выпустить остросюжетную, жизнеутверждающую и яркую комедию для детей и взрослых. Её камерный размер, относительная техническая простота и глубина затронутых тем практически гарантируют долгую жизнь для постановки в будущем, а яркие костюмы и чудесная актёрская игра делают его «реиграбельным» спектаклем, на который захочется прийти ещё не один раз.
Свежие комментарии