На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регион 29

138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    остальные 90 директоров архангельских школ решили в этой хрени не участвоватьРуководители трёх...
  • Сергей Иванютин
    Шикарные сказки он писал, в детстве книжку зачитывал до дыр.В Архангельске пр...
  • Евгений МакЛауд
    Морошка чего?? по русски можно?? или опять перед жидоанглосаксами прогиб??В Архангельске на...

В Архангельск прибыл холмогорский карбас «Ровда»

Историю создания деревянного промыслового судна и путешествия на нём до Архангельска рассказал автор проекта Николай Выморков.

Проект по созданию традиционных деревянных судов «Ровдина Гора» в этом сентябре завершил строительство холмогорского карбаса. Буквально на днях судно прибыло в столицу Поморья.

Правда, из-за встречного ветра судно пришлось погрузить «на колёса» в 30 километрах от города, чтобы успеть показать посетителям Северного морского музея, собравшимся 1 октября на презентацию, посвящённую проекту, который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото Анны ЛоскутовойФото Анны Лоскутовой

Холмогорский карбас «Ровда» (прим.ред. ровда — водяной гусь, морской гусь небольшой, мелкой породы) в собранном виде стоял перед началом лекции на небольшом автомобильном прицепе, припаркованном рядом с другими уличными экспонатами Севмормузея — лодками, буями и кокорами. Его длина примерно семь метров, а вес — почти 400 килограммов. Гости с большим интересом рассматривали красно-чёрные борта, после чего отправились в главный зал музея слушать выступление автора проекта и директора Музея М.В. Ломоносова Николая Выморкова. 

Николай ВыморковНиколай Выморков

— Ровдина гора находится на Курострове, на малой родине Михаила Ломоносова и Федота Шубина. Изначально проект занимался спасением уникальной мельницы-голландки. Сейчас рядом с мельницей находится небольшой музей лодок, куда приезжают волонтёры, туристы, музыканты и художники. Там мы проводим небольшой фестиваль, а в будущем планируем создать гостевой дом. Как вы видите, всё это не имеет к лодкам никакого отношения, — отметил Николай Выморков.

Однако это лишь на первый взгляд история Курострова никак не связана с судостроением и морем. На самом деле, помимо М. В. Ломоносова и Ф. И. Шубина, остров под Холмогорами примечателен историей уникальной Ровдогорской верфи и её основателя Степана Негодяева-Кочнева. Именно в этом месте происходит соприкосновение проекта «Ровдина гора» с традиционным судостроением, о чём подробно рассказал директор Музея имени М. В. Ломоносова.  

— Этот человек построил свою крестьянскую судоверфь и прямо на Ровдиной Горе и делал там деревянные корабли. Степан Негодяев — это своеобразный Ломоносов. Ведь для того, чтобы построить в XVIII веке корабль, нужно было быть не только плотником, но и кузнецом, уметь читать, считать, писать, знать иностранные языки, основы физики, гидродинамики и химии. Без всего этого невозможно построить корабль! И всему этому Степан Негодяев научился сам, как и Михаил Васильевич, — подчеркнул Николай Выморков.

«Ровда» на финальном этапе строительства. Фото «Ровдина Гора»

И вот на том самом месте, где раньше строил корабли Степан Негодяев, вновь застучали топоры и запели пилы. Из небольшого тракторного гаража авторы проекта «Ровдина Гора» сделали импровизированную верфь, где теперь возрождают лучшие корабельные традиции предков. В будущем всё это поможет в деле восстановления уникальной мельницы.  

«Ровда» и та самая мельница-голландка. Фото «Ровдина Гора»

— Реставрация — процесс затратный. Мы начали писать различные гранты, подавать заявки и быстро поняли, что вместе с репутацией можно повышать стоимость грантовых сертификатов. В нашем случае была сделана попытка перешагнуть через порог в один миллион рублей, потому что на полное восстановление мельницы-голландки нужно как минимум пятьдесят. Таким образом, строя карбасы мы постепенно идём к мельнице, — уточнил Николай Выморков.

Фото Анны ЛоскутовойФото Анны Лоскутовой

Стандартная длина холмогорского карбаса — около 10-15 метров. От поморского карбаса он отличается незначительно, ведь по своему первоначальному назначению холмогорский карбас также представлял из себя своеобразную речную грузовую «газель» для транспортировки грузов вверх и вниз по Северной Двине. Однако карбас «Ровда» ещё на этапе строительства было решено укоротить. Всё дело в том, что лодка больше семи метров крайне проблематична при транспортировке по суше, что обусловлено размерами автомобильных прицепов, на которых её перевозят.  

«Ровда» — это комбинация поморского карбаса и наработок Соломбальской судоверфи, архивы которой оцифровали члены «Товарищества поморского судостроения». Медные клёпки для «Ровды» и доски для борта авторы проекта создавали самостоятельно, как и массивную еловую кокору — основание будущего карбаса, которое традиционно делается из места соединения корневой части и ствола взрослого дерева. Помогали создавать судно и многочисленные гости судоверфи и музея, волонтёры. Весь процесс занял порядка трёх месяцев — с начала июня до середины сентября.

Когда наступил торжественный момент спуска на воду, судно проявило себя самым лучшим образом, показав хорошую устойчивость и вместительность.

Первый спуск на воду. Фото «Ровдина Гора»Первый спуск на воду. Фото «Ровдина Гора»

— На воде этот карбас просто пушинка невесомая! Осадка практически нулевая. Даже когда в карбас заходило сразу семь человек, ватерлиния даже воды не коснулась. С одной стороны это здорово, а вот с другой не очень. Когда мы приближались к Архангельску и начал дуть встречный ветер, нас сильно сдувало, и мы двигались почти пол дня от берега к берегу, так как у карбаса, в отличии от яхты, киля нет, — подчеркнул Николай Выморков.

Гости музея слушали выступление с большим интересом. Фото Анны ЛоскутовойГости музея слушали выступление с большим интересом. Фото Анны Лоскутовой

Несмотря на холодный ветер и пасмурную погоду, экипаж держался слаженно. Все старались попасть грести на вёсла, чтобы согреться в пути, никто не отлынивал от тяжёлой работы. 

Остаток пути до Архангельска «Ровда» прошла «на колёсах». Фото «Ровдина Гора»Остаток пути до Архангельска «Ровда» прошла «на колёсах». Фото «Ровдина Гора»

Участники похода всё время шутили и старались поддерживать позитивную атмосферу, так как в подобных условиях любой упадок настроения может привести к цепной реакции и полному провалу экспедиции. Этого не случилось. Однако последние 30 километров от Лявли до Архангельска судно добиралось по суше на прицепе.   

Евгений ТенетовЕвгений Тенетов

— Я уже почти десять лет работаю в Северном морском музее. Когда я только пришёл сюда, то в Архангельске и области не строили деревянных лодок. Не было реконструкторских проектов, не было регулярного судостроения. На слуху тогда был Петрозаводск, верфи «Варяг» и «Полярный Одиссей». В тот момент Петрозаводск, безусловно, лидировал в этом вопросе на Северо-Западе. Удивительным образом за последние годы Архангельск набрал такие серьёзные обороты, что сегодня существует уже три верфи деревянного судостроения, третья из которых расположилась на Ровдиной Горе, на родине Ломоносова. Архангельск за последнее время стал безусловным лидером в вопросах исторического деревянного судостроения. Это очень симптоматично, очень правильно, логично и красиво, — поделился своим мнением о деревянном судостроении в ходе презентации директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

Фото Анны ЛоскутовойФото Анны Лоскутовой

Отметим, что последние годы действительно отметились возрождением традиционного судостроения на Русском Севере. Архангельская область неожиданно для многих вырвалась в лидеры в непростом вопросе исторической научной реконструкции, а также стала заветной целью для экспедиций из других регионов России. Примеров много.

Этим летом участники «Товарищества поморского судостроения» во главе с лидером проекта и капитаном поморского карбаса «Матера» Евгением Шкарубой добрались до легендарной Мангазеи. В июле на Соловки заходила экспедиция на драккаре викингов, а весной состоялась выставка, посвящённая легендарному катеру «Соломбалец», на Верфи традиционного судостроения в Соломбале. 

В Каргополе в июле прошла традиционная научно-прикладная конференция, посвящённая традиционному судостроению «Матица», собравшая экспертов из Архангельска, Каргополя, Казани, Свияжска, Орла, Нижневартовска, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Вологодской области. А уже в следующем году в дельте Северной Двины появится целая база карбасного флота.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх