Сергей Самодов поделился с ИА «Регион 29» первыми итогами своей работы на посту главы учреждения культуры. Директор театра провёл серьёзный анализ одного из крупнейших учреждений культуры Поморья и поделился своими выводами с нашим корреспондентом. Оказывается, что в последние годы далеко не всё было гладко в царстве кукол, хотя и не так плохо, как иногда говорят некоторые.
Два года назад, в апреле 2023 года ИА «Регион 29» довелось побеседовать с теперь уже экс-директором Архангельского театра кукол Светланой Зеновской. Новоиспечённый руководитель тогда только начинала строить планы на ближайшие пять лет. Большинству из них так и не довелось воплотиться в жизнь — в сентябре 2024 года Светлана Зеновская покинула пост директора Архангельского театра кукол. Ни возрождения фестиваля «Улитка», ни появления принципиально нового праздника кукольников с коллективами из разных стран или хотя бы с Северо-Запада России в Архангельске за полтора года так и не случилось.
Когда мы беседовали, Светлана Вячеславовна прямо заявила: «Я не ищу проблем» и поблагодарила Владимира Морозова, «передавшего коллектив театра, труппу и здание практически в идеальном состоянии». Принявший театральное хозяйство в сентябре 2024 года Сергей Самодов со Светланой Зеновской тут, конечно же, не согласится. Проблем в театре очень много, некоторые из них — хронические. И многие о них знают, но многие годы их как-то старались замалчивать, не сыпать соль на рану.
Теперь, судя по всему, настало время озвучить часть накипевших за многие годы проблем, поэтому первый мой вопрос к директору театра простой.
— Сергей Александрович, не боитесь ли вы говорить о проблемах, как ваши предшественники?
— Проблемы были и в Приморском театре оперы и балета, и в Архангельском театре драмы. Здесь их не меньший объём. На самом деле, если вспоминать психологию, то мы понимаем, что существует такая вещь, как возрастные кризисы. Кризис трёх лет, кризис среднего возраста и тому подобное. Они неизбежны. Так или иначе, все мы проходим через определённые кризисы и проблемы, ситуации, которые мы можем либо принять и решить, либо отказаться их принимать, начать их игнорировать. Тогда они нас поглощают и развитие останавливается.
Не замечать проблемы я не могу. Решать их и быть достаточно смелым, чтобы открыто сказать «Да: у нас есть проблема. Давайте её решать» — это важно. Самый первый шаг, чтобы что-то развивать, нужно признать наличие определённых проблем.
— Часто ли сравниваете ситуацию в театре кукол с той, которая была, когда вы пришли в театр драмы?
— В чём-то она похожа, но в чём-то и нет. Когда я пришёл в Театр драмы, то там уже был Андрей Николаевич Тимошенко (прим.ред. — главный режиссёр Архангельского драмтеатра) как художественный лидер, который чётко понимал, чего он хочет. И это была настоящая помощь. Мы с ним сошлись в том видении театра и тех средствах, которые мы можем использовать, чтобы театр стал лучше. Как показывает многолетняя практика, мы не ошиблись.
Архангельский театр драмы — это место, в котором проходит жизнь горожан. Мне кажется, здорово, что к нам приезжают ведущие театры страны, что мы организуем и привозим фестивали, на которых зрители смотрят нестандартные постановки. Спектакли театра драмы имеют своё узнаваемое лицо. Мы будем стремиться к этому и в театре кукол. Здесь присутствует некоторая закостенелость системы когда какие-то подходы, которые работали 20-30 лет назад, а сейчас уже не актуальны и вовремя от них никто не отказался и продолжал по инерции их использовать. Есть люди внутри коллектива, которые отказываются принимать, что эти подходы устарели. Так было и в драме. Стараешься объяснить, почему эти подходы не работают, почему нужно использовать другие способы и к каким результатам по итогу придем. Ну, не можем мы, например, три месяца согласовывать афишу и согласовать уже после премьеры, когда информация ежедневно обновляется настолько, что если ты сегодня не успел её выдать людям — ты уже в отстающих.

— Сильно ли изменится стиль театра?
— У театра кукол отличный логотип. Однако, фирменный стиль — это не только логотип. Это все — от сайта и фирменных цветов до общения со зрителем и событий. И здесь точно будут преобразования. Сразу оговорюсь, всегда хочется идти от традиции театра, но в театре кукол нередко, к сожалению, традицию приходится создавать. Например, в дополнение к музейной комнате мы создаем снова и комнату кукол. Хотелось воссоздать ее, какой она была раньше. Я попросил фотографии комнаты кукол до капитального ремонта здания, но оказалось, что там не было какого-то стиля или цвета оформления, который бы можно было взять, чтобы сохранить. Поэтому в пространстве комнаты кукол мы сосредоточимся на передаче атмосферы и возможности комфортного интерактива для юных посетителей.
Да, меняются афиши, социальные сети, подача театра в паблике. Мы должны помнить, что в театре у каждого времени своя правда и свои средства выражения. А критерий оценок только один — верит или не верит вам сегодняшний зритель. Это суждение актуально и для пиар-материалов: афиш, ведения социальных сетей и тому подобного. Если честно, здесь даже я на самом деле иногда начинаю чувствовать себя стариком. Я готов и передаю полномочия в этих вопросах людям, которые моложе меня лет на 15-20. Я прекрасно понимаю, что они сейчас лучше и быстрее чувствуют тенденции, которые происходят вокруг, нежели я.
— Наверно, в театре далеко не все согласны с подобным подходом?
— На то и существует директор. Я инициирую какие-то решения и беру за них ответственность. Понимая, что есть люди, несогласные с моим мнением, стараюсь объяснить причины и следствия, средства и цели. Есть те, кто понял и принял, или еще не совсем разобрался, но доверился. Спасибо им за доверие. Это ценно и важно для меня. В любом случае, я беру на себя ответственность.
— Довольны ли вы итогами работы театра за прошедшие месяцы?
— Могу сказать, что всё идёт по плану. Недавно к нам приехала режиссёр Алёна Волкова, чтобы поставить свой спектакль «Малыш». И это был хороший тест для художественно-постановочной части, в которой скоро тоже будут изменения в свете того, что работа над премьерой выявила ряд трудностей, как в коммуникации, так и в качестве работы. Не будь такого процесса, да еще и с человеком извне, мы бы могли не вскрыть этих проблем. И вот как раз то, о чём мы говорили ранее: прохождение через некоторый кризис помогает любому человеку или учреждению стать сильнее. В данном случае мы тоже идём к более сплочённой и стабильной системе, готовой действовать более интенсивно, готовой работать в темпе современного актуального театра. Со своей стороны я всегда дам возможность проявить себя людям. Я не враг себе и не буду отказываться от профессионалов в команде. Однако, если человек проявляет себя с плохой стороны, а еще если не просто ошибается, а намеренно занимается подрывной деятельностью внутри и это риск для учреждения, то моя обязанность как директора минимизировать риски.
— Будут ли в театре сохранены традиции?
— Люди здесь часто говорят о традициях, например: «у нас традиция не играть 31 декабря, не играть 4 ноября». То есть, в выходной день, когда зрители с радостью сходили бы в театр. Так себе традиция, если честно. Часто слово «традиция» тут используется, чтобы защитить нечто удобное для себя.
Но ни один человек мне четко толком так и не сформулировал, что такое традиции театра кукол на самом деле.
Для меня традиция — это про объединение. Это то, что помогает быть более сплоченными, это про узнаваемость и про то, что вызывает неподдельный интерес. Это прежде всего принципы, на которых ведется деятельность. В театре есть действительно хорошие традиции. Например, встречать зрителей колокольчиком. Да, эта традиция появилась ещё с тех пор, когда в здании не было системы, с которой можно было красиво подать звонки, а была система со звонком, примерно как в школе. Это не создавало атмосферы. Тогда, благодаря Марине Владимировне Мельницкой появилась история встречи зрителя колокольчиком. И эта история остаётся. Колокольчик в руках администраторов звенит.

— А как же педагогическая работа?
— Для меня педагогическая работа выглядит несколько иначе. У меня тут довольно простое понимание: делать педчасть только такой, как в Российском академическом молодёжном театре. Это несколько специалистов, которые занимаются научной работой, издательством книг, ведут различные просветительские программы, лекции, мастер-классы. Это очень масштабная работа. Более того РАМТ по сути является методическим центром и для других театров, работающих с детьми и юношеством.
— Наверняка, для этого нужны очень квалифицированные специалисты?
— Именно. А во-вторых, для этого нужен бюджет, потому что это и заработные платы специалистов. Мы понимаем, что работа педагога — это не работа, которая приносит доход, а работа со смыслами, которая приносит отложенный синергетический эффект. Сейчас я глубоко изучаю опыт других театров, смотрю, какие там есть специалисты, как они работают, а также каких специалистов там нет и почему. Это важно, чтобы понять, что и как необходимо менять или сохранить. Я всегда говорю, что нельзя вместе с водой выплеснуть и младенца. Поэтому, прежде чем принимать какие-то решения, даже самые жёсткие, я всегда сперва семь раз отмерю, чтобы это было решение, которое гарантированно приведёт к дальнейшему развитию и положительному результату. Каждое решение имеет определённую утилитарную необходимость.
— Какие перемены можно отметить ещё?
— Мы сделали стоимость билета адекватной. Она была сильно заниженной. Теперь она чуть меньше, чем в театре драмы на детские спектакли. И это уже дало прирост в размере полутора миллионов выручки ежемесячно, который помогает театру чувствовать себя более стабильной системой. Произошёл рост и количества зрителей, и количества показов спектаклей.
Я не сфокусирован на самих деньгах. Я сфокусирован на ресурсе, который получает учреждение: именно этот ресурс в дальнейшем идёт на производство спектаклей, заработные платы, гастроли, содержание здания.
А вопросов к капитальному ремонту много. Всё, что можно было заложить качественного, всё, что можно было сделать в театре в период ремонта и реконструкции, пользуясь возможностями капремонта, — этого сделано не было. Театр лишился многих возможностей. Например, неактуальная материально-техническая часть для постановочной части. Доходит вплоть до безграмотной планировки помещений и даже дверей, которые в театре элементарно эстетически должны быть другими (прим.ред. — во многих помещениях с момента открытия театра всё ещё стоят двери «времянки» из откровенного картона). Двери театра должны быть другими, они должны создавать атмосферу. Тут всё, начиная с таких мелочей и до оснащения материально-технической части было решено во время капремонта, к сожалению, криво, косо и безграмотно.
— А если вернуться к успехам?
— Если же продолжать говорить про успехи, то мы наконец-то спланировали этот год.
Именно этот год должен кардинально поменять понимание театра кукол в Архангельске.
За редким исключением ситуация здесь была точно такая же, как в театре драмы в 2016 году. Когда мы проводили там первый опрос «Как часто вы ходите в театр?», то он показал следующее: люди ходят ну, четыре раза в сезон либо вообще один, чтобы культурно отметиться. Сейчас, по прошествии девяти лет, люди отвечают, что они были в театре по двадцать пять и более раз. Зрители ведут подробные отчёты в соцсетях, оценивают каждый спектакль по десятибалльной системе, пишут рецензии и отзывы как на приезжие театры, так и наши. Люди ходят на свои любимые спектакли по несколько раз, приводят друзей и близких, становятся амбассадорами театра. В последние годы появился даже туристический поток в театр драмы. Сейчас в театре кукол мы находимся на том же этапе театра драмы в 2016 году — в основном люди ходят, чтобы «отметиться».

— Но ведь залы были полными, и проблем с посещаемостью не было?
— Давайте признаем проблему. Не всё в порядке. Первый момент — искусственный дефицит. Он создаётся очень просто: театр играл только в субботы и воскресенья, очень редко в пятницу. Почти все дни идут репетиции, либо у большинства артистов были выходные. Конечно, при малом количестве показов в залах на 100 и 200 мест будет складываться ажиотаж. Однако даже в таком случае были спектакли, которые западали в продажах. Как мне рассказали, тогда театр обращался в «Красный Крест», различные социальные центры и бесплатно приглашал публику, чтобы заполнить залы. Сейчас мы увеличили количество показов спектаклей, стало понятно: работать с публикой необходимо. И надо понимать, что публика каждый год обновляется. Важно, чтобы она год от года прирастала.
Такой системной работы в театре не велось. Теперь мы её ведем, в том числе с помощью аналитики и изучением статистики.
Хочется, чтобы отношение к театру кукол было несколько иное, чтобы было понимание, что Архангельский театр кукол — это место и для молодёжи, и для взрослых, которые остаются молоды душой. И тут стоит сразу отметить, что спектакли «4+» продаются идеально. А вот с «6+» и «8+» начинаются проблемы. Как родитель я могу сказать, что трёхлетке ещё можно сказать: «Собирайся мы идём на такой-то спектакль». С шести лет родители начинают давать ребёнку выбор, начинают с ним договариваться. И вот перед ребёнком выбор: Молодёжный театр, Архангельский театр кукол или Архангельский драматический театр. Подавляющее количество детей выбирают театр драмы. Это важный отрезок, который начинает выпадать у театра кукол. Спектакли «12+» здесь практически полностью отсутствуют. Есть проблемы и со спектаклями «16+». А ведь это по сути формат театра юного зрителя, спектакли интересные не только для детей, но и для взрослых. С подростками нужно начинать говорить по-взрослому, а это интересно и самим взрослым. Это важно. Далеко ходить не будем: «Загадочное ночное убийство собаки», «Вафельное сердце», «Тараканы». В театре драмы их посещают не только школьники и молодёжь, но и взрослые. Отсутствие системно таких спектаклей в театре кукол (единичные спектакли, надо отметить, есть, но они ставились несистемно)— это большой просчёт. Поэтому мы исправляем его, стараемся сейчас сбалансировать репертуар.
— Чего теперь стоит ожидать Архангельскому театру кукол в плане фестивальной деятельности?
— Театр кукол становится частью фестиваля «Ломоносов Фест» и вообще любого фестиваля, который проводит театр драмы. Здесь мы идём на объединение ресурсов и команд, чтобы театр кукол становился частью ярких событий. Уже этой весной два новых спектакля станут участниками «Ломоносов Феста», их увидят критики, и мне кажется, что это будет знаковое событие. Также театр планирует принимать участие в фестивалях других регионов. Уже запланированы поездки в Мурманск, уже готова заявка в Рязань и ещё одна — на «Образцов Фест» в Москву, куда мы, надеюсь, привезём спектакль «Вертеп». Это знаковый спектакль, получивший первую «Золотую маску» для театров кукол. Вот она, настоящая традиция! Возродить «Вертеп» — это, безусловно, здорово и важно. И опять же хотелось бы отметить, в каком нехорошем состоянии хранилась материально-техническая база. Порой было утрачено до 40% постановки. Понятно, что мы не будем вкладывать ресурсы в их восстановление. Пришлось списать девять спектаклей. Там просто всё сгнило, — поделился Сергей Александрович.
Примечание редакции: Специально для тех, кто хорошо знаком с репертуаром Архангельского театра кукол, мы попросили у директора список утилизированных постановок. Вот он: «Медвежонок Рим-Тим-Ти», «Заяц, Лиса и Петух», «Зонтик для принцессы», «Любовь к трём апельсинам», «Золушка», «Волшебное кольцо», «Царь Пузан» и «Волшебный колокольчик». Стоит отдельно сказать, что куклы и костюмы от постановок отправлены на сохранение.

— Как происходит процесс обновления сайта?
— Он уже готов. В ближайшие несколько дней мы будем заниматься заполнением. Это тоже успех, что наконец-то появляется сайт, где будет кнопка «КУПИТЬ БИЛЕТ». Сайт, который будет приятен глазу. Тут опять же появляется вопрос с описанием спектаклей. То, как их подавали на старом сайте, создавало больше вопросов, чем ответов. Почему зритель должен пойти именно на этого «Кота в сапогах»? Почему именно этот спектакль нужен ребёнку? Почему «Злые мысли» это важный спектакль? Ведь это совсем не «Красная шапочка», которую все прекрасно знают. Всё это ещё предстоит подробно прописать и рассказать на сайте. В ближайшее время появятся и новые фотографии артистов труппы.
— Что ещё вас поразило в театре кукол?
— В театре, который позиционирует себя как «театр — дом» не было такого, чтобы весь коллектив собрался вместе и просто поблагодарил друг друга за работу по случаю открытия или закрытия сезона или на его закрытие. В этом году мы организовали такое неформальное чаепитие после новогодней компании, когда все артисты вернулись с небольшого отдыха. Это был действительно добрый вечер для всех сотрудников театра. Знаю, что к Международному дню театров кукол 21 марта артисты уже изъявил желание готовить капустник. Значит, лед тронулся. И вот у нас появляется традиция, которая в других театрах как само собой разумеющееся — собираться всем вместе: и артистам, и службам.
К сожалению, до сих пор присутствует деление в коллективе на «свой — чужой».
— Даже так?
— Да. К сожалению. Это то, что мы с Андреем Николаевичем сразу же искоренили в своё время в театре драмы. Мы сразу проговорили, что хотим, чтобы все артисты имели равный доступ к ролям, хотим чтобы все артисты были задействованы. И тут отдельно проговорю:
Работы хватит всем. Это очень важно. Никто не будет недооценённым, никто не будет проигнорирован.
— Я знаю, что люди из «старшего поколения» не очень хорошо относятся к ряду молодых артистов. В итоге те, будучи невостребованными, неуслышанными где-то в своих идеях и предложениях, начинали находить занятость за пределами театра кукол. Однако, из какого бы театрального института не пришел актер, более опытным артистам, режиссерам и худрукам нужно им заниматься, вкладывать в его развитие время, силы, внимание. Все алмазы требуют огранки. Театр — это постоянное непрерывное обучение и развитие. Всем актерам нужен наставник. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: если приняли в коллектив, приняли такое решение, будьте добры помогайте развиваться, а не бросайте человека на самотек. Иначе это выглядит как предательство.
— И как вы это собираетесь решать?
— Словом и делом.
— В интернете регулярно появляются информационные вбросы негативного характера о вашей деятельности и о проблемах в театре кукол, хотя раньше о нём практически не вспоминали. Например, недавно некоторые телеграм-каналы города сообщали, что в театре прорвало канализацию, а незадолго до этого появлялись сообщения о предстоящих массовых сокращениях. Как бы вы это прокомментировали?
— Мы же понимаем, что эта информация не случайно не пишется на интернет-порталах, которые являются официальными СМИ. В телеграм-каналах можно дать волю своей фантазии, извратить факты. Это такая камера-обскура. Я не говорю, что мы живём в сказочном царстве, где вообще никаких проблем нет. Безусловно, случаются свои истории, но я всегда всё могу прокомментировать и любая ситуация под контролем.
— А если говорить конкретно про сокращения?
— Будут ли сокращения? Нет. Происходят не сокращения, а ротация. Ты даёшь шанс людям, смотришь, как они себя проявляют, и иногда ты должен уволить человека, если он не справляется с обязанностями. Это моя прямая обязанность как директора. Я отвечаю за результат. В итоге и происходит ротация. Наша служба работы со зрителем переходит к формату, как в театре драмы. Капельдинеры и гардеробщики там — это аутсорс (прим.ред. — от англ. outsourcing: использование внешнего источника и/или ресурса). В этом нет никакой странности: те люди, которые себя проявляют, продолжают работать, но те люди, которые не справляются или не хотят справляться и имитируют работу, не выполняют должностные инструкции… Я не буду с ними мириться.
Я хочу работать с профессионалами.
— А что с так называемым «фекальным потопом»?
— Никого фекалиями не заливало. Это глупости. Существуют грунтовые воды, которые периодически необходимо откачивать из колодца, который находится рядом со зданием и не в ведении театра кукол. Этим занимается «Водоканал», который старается оперативно выполнять необходимые работы. Здесь мы всегда с ними на связи. «Водоканал» всё выполнил достаточно оперативно. Всё проходило в штатном порядке.
Опять же, мы вернулись к вопросу тех проблем, которые было необходимо решить в рамках капитального ремонта еще на стадии проектирования.

— Расскажите немного подробнее о нововведениях. Правда ли, что артисты театра кукол теперь занимаются с хореографом? И стоит ли ждать появления в театре других подобных специалистов?
— Занятия с хореографом проходят успешно. Артисты ходят с большим удовольствием. Это то, чего действительно сильно не хватало. Особенно проявилась проблема на показах спектакля «Аленький цветочек», когда артистам было необходимо работать не только с куклами. Допустим, когда появлялась нечисть, им было необходимо существовать в перформативном состоянии. Тут и стало понятно, что у людей есть проблемы с пластикой. Не в том плане, что они совсем не готовы, а что с ними очень давно никто не занимался. Профессиональный хореограф в театре на данном этапе нужен. В будущем к нам также будет приезжать хормейстер, который будет заниматься с артистами пением. Я считаю, что обучение в театре не заканчивается с получением диплома.
Театр — это продолжение обучения.
Артист всегда должен продолжать оттачивать свои навыки, сохранять себя в тонусе, ходить на тренинги и занятия. С учётом того, какие куклы будут использовать артисты, мы будем приглашать для работы педагогов, чтобы они проводили дополнительные занятия по этим куклам. Также каждая премьера теперь будет сопровождаться приездом театрального критика.
Пора Архангельскому театру кукол вернуться в информационную повестку, потому что, давайте опять признаем: Архангельского театра кукол сейчас нет на театральной карте страны, как когда-то не было и нашего театра драмы.
Помимо всего перечисленного, Архангельский театр кукол занялся читками современной российской драматургии для детей и юношества. Раньше такой работы не проводилось. Уже семь лет существует Большой детский фестиваль. Архангельский театр кукол там до недавнего момента никак не был представлен ни спектаклями, ни в питчингах. Никак. Архангельский театр кукол не изучал, чем живёт современная детская литература и драматургия, какие пьесы пишутся для подростков. Теперь такая работа началась, — продолжил рассказ Сергей Самодов.
Планы директора Архангельского театра кукол относительно будущего учреждения пугающе безграничны. Весь театр переходит на новую систему аналитики и планирования — «Темза». Это что-то вроде электронного календаря, в котором все работники будут составлять план на свой рабочий день: все, от директора и вплоть до уборщиц.
— Как на нововведение отреагировали сотрудники?
— Сотрудники в большинстве своём приняли хорошо. Добро пожаловать в будущее! Очень хочется, чтобы в будущее взяли всех, — шутит Сергей Александрович.
После долгой и сложной беседы вспоминаются прекрасные слова Мартина Лютера Кинга младшего: «Наша жизнь заканчивается в тот день, когда мы молчим о важных вещах». Кажется, в театр кукол жизнь вернулась.
Свежие комментарии