Постановка «Малыш» Архангельского театра кукол обещает стать новым взглядом на Мир Полудня, классиков советской научной фантастики. Корреспондент ИА «Регион 29» сходил на репетицию необычной истории и обсудил особенности предстоящей премьеры с режиссёром Алёной Волковой.
Режиссёр из Санкт-Петербурга Алёна Волкова — ученица Руслана Кудашова, главного режиссёра Большого театра кукол, лауреата «Золотой маски» и других престижных национальных премий.
Как говорится на сайте БТК, «с появлением Руслана Кудашова в БТК начался новый этап в жизни театра: была сформирована молодая труппа, почти полностью обновлён репертуар». Похоже, что подобный этап начался и в Архангельском театре кукол.
Многие горожане уже свыклись, что наш театр кукол работает преимущественно для детей и подростков. С переменами в руководстве театра произошёл заметный сдвиг в сторону более взрослых зрителей. Грядущая премьера «Малыша» по мотивам научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких тоже недвусмысленно подчёркивает наметившуюся тенденцию на «взросление» и обновление репертуара.
Зачем было необходимо брать такое сложное произведение из запутанной вселенной Мира Полудня? На какого зрителя рассчитана эта постановка? Как проходил выбор актёров на главные роли? На эти и другие вопросы Алёна Волкова ответила в перерыве между репетициями.
На момент беседы спектакль находился в стадии активного производства: костюмы готовы лишь частично, а декорации — в покраске. Нормальный рабочий процесс. Поэтому стоит сразу попросить читателей не судить строго по фотографиям рабочей выгородки — своеобразного черновика будущей премьеры.
— Алёна, много ли работ тебе доводилось ставить и в каких городах приходилось работать?
— Это уже седьмая моя постановка. Ранее я работала в Красноярске, Калининграде, Иваново и Санкт-Петербурге.
— Что для тебя значит театр кукол?
— Я очень люблю куклы. Для меня это магический мир, где можно «больше чем». Вообще, я обожаю камерные спектакли на планшете, хотя уже успела поработать в разных масштабах. Эскиз «Малыша» изначально тоже был маленьким. Это была песочница, которую было решено расширить, — продолжила рассказ режиссёр. Стоит сразу сказать, что эскиз постановки появился год назад в рамках лаборатории «Эхо БДФ Поморье». Тогда актёры театра Елена Антушева и Дмитрий Сурнов сыграли историю буквально в маленькой песочнице. Эскиз спектакля был тепло встречен зрителями, критиками и коллегами.
Тогда же было принято решение поставить «Малыша» во весь рост.
— Ты большая фанатка творчества братьев Стругацких?
— Да, я большая фанатка их творчества. Хотя читала далеко не все произведения, особенно если учитывать весь диапазон их творчества. Очень хотела бы сделать это в будущем.
— На какого зрителя рассчитана история «Малыша»?
— Вообще «12+», но я очень хочу, чтобы туда приходили зрители «16+», более взрослые ребята. Во-первых, Стругацкие: многие начинают интересоваться ими именно в этом возрасте. Не знаю, правда, как дела обстоят с нынешними подростками, но я прочитала «Пикник на обочине» и «Трудно быть Богом» где-то в 16 лет. Во-вторых, «Малыш» затрагивает много важных тем, в том числе тему ксенофобии, отторжения и постепенного привыкания к непонятному и чужому. Такие сложные вопросы требуют некоторого уровня зрелости.
— Не переживаешь, что из-за названия может создаться ложное впечатление «детскости» спектакля?
— Специально чтобы этого не произошло, мы сделали недвусмысленную афишу, написали «Стругацкие» и рядом заглавными буквами «МАЛЫШ». Афиша тёмная, мрачная, с жуткими глазами. Она буквально кричит «Не ходи сюда, маленький ребёнок!», — полушутя отмечает режиссёр.
— Почему на главные роли было решено взять именно Елену Антушеву и Дмитрия Сурнова?
— Лена приезжала к нам в БТК со спектаклем «Лети, Ида». Я вспомнила этот взгляд не от мира сего и поняла, что она подходит. Дмитрия я выбирала по видео-визитке. Я увидела в нём довольно прыткого, но серьёзного актёра с логическим складом ума. Я и сама такая. Пока мне не объяснят, как надо сделать, я не сыграю. После в спектакль будет вводиться Максим Эль. Я вижу, что он более подвижный, актёрски более опытный. Сейчас они должны обогащать друг друга. Это может родить много отличных придумок, чтобы усилить то, что уже имеется в тексте. Также во втором составе будет вводиться Полина Банникова, которая была выбрана мной изначально на эскиз, но была занята на тот момент в другой работе, — поделилась Алёна Волкова.
Пока кукла Малыша находится в производстве, но уже сейчас видно, что Лена и Малыш будут составлять буквально единое целое. Герой «связан» ногами и туловищем с артистом-кукольником. У него довольно большие руки, гибкие пальцы, которыми при желании можно брать предметы. Скоро будет готова и огромная голова с ушками и внимательными инопланетными глазками. На момент выхода текста она уже, скорее всего, готова.
— Как появилась концепция куклы Малыша?
— Референсом системы куклы послужили работы Дуды Пайва, австралийского-нидерландского кукольника, делающего персонажей из специальной пластичной пены, дающей эффект живой куклы и позволяющей передавать даже мимику лица. Я понимала, что мне нужен подобный материал для куклы, но найти его оказалось сложно. И мы сделали его из поролона. Этот материал чуть плотнее, из-за чего мы убрали часть особенностей книжной версии Малыша из постановки, пожертвовав ими в угоду тому, что у героя есть взгляд, который смотрит прямо в душу человека и одновременно сквозь него. Мы старались поймать в этом взгляде момент интереса и одновременно абсолютного отстранения. Наш Малыш менее активный, двигается более плавно.
— Сильно ли будет переработан оригинальный материал братьев Стругацких?
— Разумеется. Мы полностью переработали книгу. Сейчас она представляет из себя текст драматурга и набросок с лаборатории, которые совместили и заметно доработали. Сменились действующие лица — теперь это больше Комов, как носитель желания «подвести экспериментальный базис под свои идеи» и Малыша, который был воспитан одной цивилизацией и вдруг столкнулся с совершенно другой, но на каком-то уровне очень близкой ему.
— Не было ли страшно ставить такое серьёзное произведение в камерном формате?
— Нет, совсем не страшно. Я довольно чётко отделяю литературу с переживаниями персонажей и основными идеями от пространства сцены, описывающего фон.
— Что было самым сложным при работе?
— Самым сложным, конечно, было переносить рассуждения и переживания героев. Условно первая часть спектакля получается как бы тяжелее, чем вторая, из-за стремительного погружения в терминологию: «вертикальный прогресс», «киберы», «аборигены». А сразу после начинаются истории встречи Малыша с людьми: со Стасем, Вандером и Майкой. В спектакле столкнутся абстрактные идеи и жизнь. Именно в этом моменте и появится что-то новое. Именно поэтому я многое убирала. В книге было много повторов. Например, то, что братья Стругацкие в литературе могли себе позволить проговаривать и забывать: теории, гипотезы, размышления. На сцене несколько иные законы, и внимание зрителя необходимо удержать, параллельно успев рассказать историю.
— Какую реакцию ты ожидаешь у зрителей после просмотра?
— Сейчас, в 2025 году, для меня актуальна тема неконтакта, несовпадения, навязывания и противодействия всякому навязыванию. Это острые вопросы, которые волнуют на интуитивном, необъяснимом уровне, которые вызывают у меня мурашки. Книга после прочтения вызывает стойкое желание сказать: «Уходите отсюда! Вам даже высаживаться на этой планете не стоило». Она оставляет ощущение полного опустошения. Это невесёлая история. Так случилось. И у братьев Стругацких она тоже невесёлая. Мне бы очень хотелось, чтобы у зрителя после прочтения осталось ощущение вопроса: «Зачем всё это было только что?». Всё — это взаимодействие двух цивилизаций на одной сцене.
По словам Алёны, в дни премьеры в фойе Архангельского театра кукол будет организована выставка художника спектакля Алисы Бакун-Феоктистовой. Помимо артов, набросков и зарисовок, для гостей будут созданы своеобразные «шпаргалки» в которых ещё до начала постановки зрители смогут ознакомиться с ключевыми терминами и идеями фантастического произведения. Например, с теорией «вертикального прогресса».
— Так зритель придёт на показ более подготовленным. Стругацких сложно воспринимать. Это нормально, — заключила режиссёр Алёна Волкова.
Премьера спектакля «Малыш» намечена на 14 февраля этого года. По имеющейся в распоряжении ИА «Регион 29» информации, в мае спектакль примет участие в третьем фестивале науки и искусства «Ломоносов Фест».
Свежие комментарии